logo
г. Гатчина, ул. Карла Маркса, д. 63А
+7 (81371) 76-325
+7 (81371) 22-506

Чтение вслух: интересно и полезно!

Чтение вслух: интересно и полезно!
11.06.2015

Уроки книги или почему взрослые должны читать детям вслух?

Психолог НОЧДОУ

Детский сад "Планета детства"

Никитина Ольга Николаевна

Слушание художественной литературы - это не развлечение, а активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутренем содействии, сопереживнии героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникаетэффект личного присутствия.

Многие дети не стремятся слушаать книги, так как у них отсутствует познавательный интерес. Такие дети не привыкли слушатьлитературные произвеления,им не интересно. Это тревожный показатель, который говорит об интелектуальнной пассивности ребенка, о низкой познавательной мативации, не желании учится.

Многие родители сами заменяют художественную литературу ее сурогатом - мультфильмами. Иногда эти мультфильмы обладают несомненной художественной ценностью (совецкие экранизации "Каштанка", "Серая шейка", "Сказки Пушкина" и др.).Однако эта подмена приводит к снижению интеллектуальной активности и творческого потенциала детей, к угасанию познавательной потребности. В дальнейшем это проявляется в отрицательном отношении к интеллектуальному труду, к учебе. В поглащении телевизионной сказки не работают воображение и фантазия ребенка, нет внутреннего плана действий, не развивается символическая функция мышления. В этом смысле слушание сказок, рассказов, повестей гораздо ближе по своему развивающему эффекту к игре, но заменить ее не может.

Несколько слов о круге детского чтения. Психолог, к.п.н. Гуткина Н.И. рекомендует ребятам с отсутствием познавательного интереса начинать читать самые простые сказки ("Теремок", "Колобок") . вначале чтение не должно быть продолжительным (5-7 мин.). после окончания чтения необходимо поговорить о прочитаном, задать вопросы по тексту. При ответах на вопросы надо хвалить детей за любую попытку ответить. Важно знакомить людей с разными жанрами: рассказами, повестями, сказками, поэмами, загадками.

Если ваш ребенок уже умеет читать, это не значит, что ему не надо читать вслух. И дошкольник и младший школьник воспринимает самостоятельноечтение как тяжелый труд и быстро устает. Он не способен оценить юмор, красоту, эмоцианальность, выразительность книги, не сможет полюбить ее. Таким подходом взрослый отдаляет ребенка от литературного (а, значит, и культурного) образования.

Знакомясь с шедеврами русской и зарубежной детской литературы, дети учатся правильно и литературно говорить. А где еще можно услышать сегодня грамотную русскую речь?

Если Вы найдете и подарите своим детям самое дорогое, что у вас есть - 20 минут своего времени в день, то и Вы и они станете несравненно богаче.

Почитайте детям 5-7 лет:

  1. Поэзия Блока, Волошина, Городецкого Тютчева, С. Черного, Берестова, Мошковской, Токмоковой, Хармса для детей.
  2. С. Алексеев. Первый ночной таран.
  3. М. Зощенко. Великие путешественники.
  4. А. Расскин. Как папа был маленьким.
  5. Ершов. Конек-горбунок.
  6. К. Ушинский. Слепая лошадь.
  7. Н. Носов. Бобик в гостях у Барбоса.
  8. К. Паустовский. Теплый хлеб.
  9. А. Усачев. Про умную собачку Соню.
  10. Э. Лир. Лимерики.
  11. Сказки Андерсена.
  12. Ф. Зальтен. Бемби (не путать с мультиком).
  13. А. Лингрен. Принцесса, не желавшая играть в куклы.
  14. Чудесные истории про зай ца по имени Лек (африканские сказки).
  15. Б. Заходер. Серая звездочка.
  16. В.Катаев. Цветик-семицветик.
  17. О. Пройслер. маленькая Баба Яга.

Ребенок должен называть любимые сказки и рассказы, 2-3 авторов. Знать 2-3 загадки, стихи.

Все статьи