logo
г. Гатчина, ул. Карла Маркса, д. 63А
+7 (81371) 76-325
+7 (81371) 22-506

Кризис трех лет

Кризис трех лет
15.01.2015

Психолого-педагог НО ЧДОУ, Детский сад "Планета ДЕТСТВА", Никитина Ольга Николаевна.

На четвертом году жизни поведение ребенка перестает быть "полевым", то есть теряет непосредственность, становится более предсказуемым. ребенок начинае приобретать свое "Я", становится более независимым от окружения. Это выражается в "кризисе 3-х лет", который характеризуется следующими симптомами:

  1. Негативизм — это не просто непослушание, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам старших. При яркой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый.
  2. Упрямство — ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал.
  3. Строптивость — это центральный симптом для кризиса "3-х лет". От негативизма она отличается тем, что строптивость безлична. Она направлена против норм поведения.
  4. Своеволие — ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых.
  5. Протест — бунт — частые ссоры с родителями становятся обычным явлением.
  6. Обесценивание ребенком личности близких. Проявляется не всегда. Малыш может начать обзывать родителей, замахиваться или даже ударить. Очень важно проявить твердость и последовательность в отношении с ребенком - "маму бить нкльзя!" - это закон не требующий доказательств.
  7. Деспотизм или ревность. Ребенок пытается манипулировать взрослым, все должны делать всё, что он требует.

Важно подчеркнуть, что "кризис 3-х лет" является сложным, но нормальным периодом в жизни любого ребенкка. Он пройдет, но те формы поведения, которые одобрят взрослые, закрепятся. Необходимо осознать, что пришло время для более самостоятельного выбора ребенка, для предоставления ему больших возможностей. Пусть у него появятся в семье поручения и обязанности, пусть он растет в своих глазах и в ваших.

При благоприятном выходе из кризиса 3-х лет ребенок вступает в качественно новые отношения с родителями. У него появляется гордость за свои достижения. Это выражается в определенном комплексе поведения:

  1. Стремление к достижению результата своей деятельности: дети не просто манипулируют с предметами, но настойчиво ищутнужный способ решения задачи;
  2. Достигнув желаемого, дети стремятся тут же продемонстрировать свои усилия взрослому, без одобрения которого эти усилия теряют свою ценность (вспомним стихотворение А. Барто "Разлука");
  3. Обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию своих достижений, эмоциональных вспышках, в баловстве.
Все статьи