logo
г. Гатчина, ул. Карла Маркса, д. 63А
+7 (81371) 76-325
+7 (81371) 22-506

Молчаливый ребенок, болтливый ребенок

Молчаливый ребенок, болтливый ребенок
18.09.2015

Дети развиваются по-разному: кто-то летит на всех парусах, а кому-то спешить некуда. Во втором случае малыши начинают позже ползать, ходить, у них могут с запозданием появляться первые зубы. Произносить первые слова каждый ребенок тоже начинает в свое время, но если этот момент наступает поздно, то родители начинают переживать. На самом деле опасения чаще всего безосновательны. Просто у всех свой темперамент, да и процесс воспитания происходит неодинаково. Возможно, вы просто делаете что-то не так…

Какие слова говорить?

Мнительные мамочки порою жалуются на молчание своего чада, несмотря на то, что они с ним постоянно говорят. Но надо понимать, что беспрерывный монолог взрослого человека для ребенка такая же белиберда, как для вас щебетание птиц. Ребенок постепенно изучает мир, и сочетание звуков для него должно быть узнаваемым и привязанным к конкретной ситуации. Первые слова вашего чада, скорее всего, будут теми, которые он часто слышит в повторении и которые подвластны его развивающемуся мозгу и речевому аппарату. Нет смысла повторять термин «синхрофазотрон», все равно это не поможет вырастить вундеркинда. Элементарные слова вроде «мама», «ляля» и тому подобные скорее запомнятся, с большей долей вероятности будут воспроизведены младенцем.

Да, сюсюкать с новорожденным можно и нужно, так как это этап развития. Повторяйтесь! Чем больше повторений, тем надежнее они фиксируются в памяти. Если ребёнок до 2 лет так и не произнёс первое слово, разумным будет использование мамой облегчённых слов, состоящих из дублирующегося слога («кач-кач», «би-би» и т. п.)

Помимо этого, появление первых слов может задерживать и фоновый шум: часто работающий телевизор, радио и т. п. ослабляют концентрацию ребёнка на восприятии и интерпетировании звуков.

Давно известно, что развитие мелкой моторики напрямую связано с речевым центром в головном мозге. Пусть ребёнок как можно чаще играет в прищепки, коробочки с прорезями, рисует карандашами, а не фломастерами, сортирует предметы. Массаж ручек, «сорока-ворона», «волшебный мешочек» и любые игры, во время которых активно задействована кисть — это лучший способ помочь малышу заговорить.

Не будьте эгоистами!

Родители делятся на две основные категории: касту властителей и касту подчиненных. С точки зрения логопедии, властители проигрывают. Ребенок в первые годы своей жизни, «дрессировке» поддается плохо, так как он сконцентрирован на собственных ощущениях. Он приобретает навыки, отличает плохое от хорошего – что ему доставляет удовольствие, а что мешает. Поэтому излишне назойливые попытки повести за собой дитя в светлые дали эффекта не дадут. Лучше подстроиться под его интересы. Это поможет быстро выучить нужные слова.

Ребенок увлечен игрушкой? Во время игры произносите ее название. Связь звуков с конкретным предметом, заинтересовавшим маленького человека, дает отличные результаты. Возможно, через несколько дней он уже будет просить у вас эту вещь, называя ее точное имя.

Говорить с ребенком надо медленно и четко

Вообще-то мы все интуитивно чувствуем, как правильно «преподавать» речь своим отпрыскам. Но у некоторых родителей имеются собственные проблемы: невнятная речь, слишком быстрая, проглатываемые звуки. Это плохо для малыша. Все новое требует изучения и тренировки, а значит, вам придется поработать над собой.

Слова, произносимые вами нараспев, звучат для ребенка идеально. Акцент делается на гласных, слоги лучше запоминаются, их последовательность воспринимается как нечто единое. Так что на этом этапе не бойтесь тянуть слова: гуууу-лять, куууу-шать, аааай.

Ловите момент для разговора

Да, у новоиспеченных родителей всегда очень много дел. Это не удивительно, ведь ваш образ жизни резко изменился, появился объект для постоянной заботы. Поначалу многие семьи буквально «зашиваются», не успевая провернуть дела, которые раньше казались пустяковыми. И это продолжается годами: сначала ребенок не дает вам спать, потом не дает отвлечься ни на минуту, далее требует постоянного внимания для игр и обучения. Ошибка заключается в том, что если вы хотите от недоросля чего-то добиться, то старайтесь попасть в то время, когда он к этому расположен. Вам надо помыть посуду, а малец требует игры? Бросайте посуду и играйте, потому что если он расстроится, то вы ничего уже не успеете и ничему его не научите, кроме употребления соски.

Мы и сами лучше делаем и запоминаем что-то, когда морально и физически готовы к обучению и тренировкам. Так и дети учатся говорить, будучи в хорошем настроении, занятые интересным для них делом. Исподволь вы сможете удачно ввернуть в ситуацию слова, которые нужны для общения на начальном уровне.

Все статьи